You are here

Законы XII Таблиц. Таблица 11

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12


Таблица 11
  • Bruns C. G. Fontes Iuris Romani Antiqui. Tübingen, 1909.
  • Хрестоматии по древней истории / Под ред. В. В. Струве. Т. I. М., 1936 (Пер. И. И. Яковкина).
  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н. А. Крашенинниковой. Т. I: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. М., 2007 (Пер. Л. Л. Кофанова).
  • Хрестоматия по римскому праву. М., 2019 (Пер. М.А. Акимовой, И.П. Кожокаря, В.А. Леуса).

Bruns 1909 Яковкин 1936 Кофанов 2007 Акимова, Кожокарь, Леус 2019
(1) (Decemviri) cum X tabulas summa legum aequitate prudentiaque conscripsissent, in annum posterum decemviros alios subrogaverunt, ... qui duabus tabulis iniquarum legum additis ... conubia ... ut ne plebi cum patribus essent, inhumanissima lege sanxerunt, quae postea plebiscito Canuleio abrogata est [Cicero, De re publica II 36, 61 et 37, 63]. 1. (Цицерон, О государстве, II. 36. 36: [Децемвиры второго призыва], прибавив две таблицы лицеприятных законов, [между прочим] санкционировали самым бесчеловечным законом запрещение браков между плебеями и патрициями.)   1. Цицерон, О государстве, II. 36. 36: Они [децемвиры второго призыва], после того как с величайшей справедливостью и мудростью составили десять таблиц законов, на следующий год провели выборы других децемвиров, которые прибавив две таблицы несправедливых законов, бесчеловечнейшим законом санкционировали запрещение браков между отцами-сенаторами и плебеями.   1. [Децемвиры] записали десять таблиц законов с совершенной справедливостью и знанием, провели выборы других децемвиров на следующий год,.. которые, прибавив две таблицы несправедливых законов, бесчеловечным законом запретили браки плебеев с патрициями, который позднее был отменен плебисцитом Канулея (Цицерон. О республике. 2.36.61, 37.63).
(2) Tuditanus refert, ... decemviros, qui decem tabulis duas addiderunt, de intercalando populum rogasse. Cassius eosdem scribit auctores [Macrobius, Saturnalia I 13, 21]. 2. (Макробий, Sat., I. 13. 21: Децемвиры, которые прибавили две таблицы, предлагали народу утвердить исправления календаря.)   2. Макробий. Сатурналии, 1. 13. 21: Тудитан говорит, что... децемвиры, которые прибавили две таблицы, предлагали народу утвердить исправление календаря. Кассий называет тех же авторов.   2. Тудитан сообщает, ... децемвиры, которые прибавили к десяти таблицам две, просили народ внести дополнение [в календарь]. Кассий их же называет инициаторами [исправления] (Макробий. Сатурналии. 1.13.21)[1].
(3) E quibus (libris de republica) unum ἱστορικὸν requiris de Cn. Flavio Anni filio. Ille vero ante decemviros non fuit quippe qui aedilis curulis fuerit, qui magistratus multis annis post decemviros institutus est. Quid ergo profecit, quod protulit fastos? Occultatam putant quodam tempore istam tabulam, ut dies agendi peterentur a paucis [Cicero, Ad Atticum VI 1, 8].   Цицерон. Письма к Аттику, 6. 1. 8: Ты спрашиваешь об одной из них (книг О государстве), исторической, о Гнее Флавии, сыне Анния. Ведь его не было до децемвиров, так как он был курульным эдилом, а эта магистратура была создана много лет спустя после децемвиров. Какую же пользу он принес, обнародовав фасты. Считают, что в течение некоторого времени эту таблицу хранили в тайне, так что о судных днях можно было узнать лишь от немногих.   3. В которых (книгах «О государстве») [есть ответ] на один исторический вопрос, интересующий тебя, о Гнее Флавии сыне Анния. Он в самом деле не жил до децемвиров, ведь он был курульным эдилом, эта магистратура была учреждена на много лет позже децемвиров. Чем же он помог, что обнародовал фасты? Считают, что некоторое время эту таблицу скрывали, чтобы дни для ведения дел спрашивались у немногих (Цицерон. Письма к Аттику. 6.1.8)[2].

 


[1] До реформы календаря Цезарем римский год основывался на лунных циклах и из-за разницы с солнечным годом требовал вставки дополнительного месяца. На самом деле, уже в конце республиканского периода сами римляне расходились во мнениях, когда началось подобное исправление календаря. [2] Fasti – фасты – официальный календарь, перечень дней, пригодных для общественных дел (особенно судебных). По мнению Цицерона фасты были намеренно изъяты из текста законов XII таблиц, а обнародованы только Гн. Флавием в IV в. до н.э.