- Bruns C. G. Fontes Iuris Romani Antiqui. Tübingen, 1909.
- Хрестоматии по древней истории / Под ред. В. В. Струве. Т. I. М., 1936 (Пер. И. И. Яковкина).
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н. А. Крашенинниковой. Т. I: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. М., 2007 (Пер. Л. Л. Кофанова).
- Хрестоматия по римскому праву. М., 2019 (Пер. М.А. Акимовой, И.П. Кожокаря, В.А. Леуса).
Bruns 1909 | Яковкин 1936 | Кофанов 2007 | Акимова, Кожокарь, Леус 2019 |
(1) Poena autem sacramenti aut D erat aut L. Nam de rebus M aeris plurisve D assibus, de minoris vero L assibus sacramento contendebatur; nam ita lege XII tabularum cautum erat. At si de libertate hominis controversia erat, etiamsi pretiosissimus homo esset, tamen ut L assibus sacramento contenderetur, eadem lege cautum est ... [Gaius IV 14]. | 1. (Гай, Институции, IV. 14: По искам в 1000 и более ассов взыскивался [в кассу понтификов] судебный залог [в сумме 500 ассов], по искам на меньшую сумму – 50 ассов, так было установлено законом XII таблиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, то, хотя бы его цена была наивысшей, однако, тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге [за человека, свобода которого оспаривалась, всего лишь] в размере 50 ассов). | 1а. Гай. Институции, IV. 14: Сакраментальный штраф состоял или из 500 ассов, или из 50. По искам в 1000 и более ассов взыскивался сакраментальный штраф в 500 ассов; так было установлено Законами XII таблиц. Но если шел спор о свободе человека, то, даже если цена была наивысшей, тем не менее тем же законом было определено, чтобы взыскивался сакраментальный штраф лишь в 50 ассов. | 1. Судебный залог (sacramentum)[1] состоял или из 500 ассов[2], или из 50. По искам в 1000 и более ассов взыскивалось 500 ассов, по искам до 1000 ассов – 50 ассов; такой размер залога был предписан законом XII таблиц. Но если шел спор о свободе человека, то, хотя бы его цена была наивысшей, взыскивался судебный залог лишь в 50 ассов, как было определено тем же законом... (Гай. Институции. 4.14). |
(2) ... MORBUS SONTICUS ... AUT STATUS DIES CUM HOSTE ... QUID HORUM FUIT UNUM IUDICI ARBITROVE REOVE, EO DIES DIFFISSUS ESTO. | 2. Если одна из таких причин, как … тяжкая болезнь или [совпадение дня судебного разбирательства] с днем, положенным для обвинения [кого-либо] в измене, [будет препятствовать] судье, третейскому посреднику или тяжущейся стороне [явиться на судебное разбирательство], то [таковое] должно быть перенесено на другой день. | 2. Если одна из таких причин, как … тяжкая болезнь или день, назначенный для суда с иностранцем… (будет препятствовать) судье, третейскому посреднику или ответчику (явиться в суд), то пусть будет назначен для этого (судебного разбирательства) другой день. | 2. [Если] ... тяжелая болезнь ... или день суда с чужеземцем, ... [будет препятствовать] судье, арбитру или стороне явиться в суд, пусть для этого [судебного разбирательства] будет назначен другой день[3]. |
(3) CUI TESTIMONIUM DEFUERIT, IS TERTIIS DIEBUS OB PORTUM OBVAGULATUM ITO. | 3. Пусть [тяжущийся], которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома [не явившегося на разбирательство свидетеля] и в течение трех дней во всеуслышание взывает [к нему]. | 3. Пусть тот, кому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома (не явившегося на суд свидетеля) и в течение трех дней во всеуслышание взывает (к нему). | 3. Кому недостает свидетельских показаний, тот пусть идет к воротам [дома не явившегося на суд свидетеля] и через день во всеуслышание призывает [его][4]. |
[1] Sacramentum («священная клятва») – первоначально предание самого себя мести богов в случае проигрыша процесса, имело назначение предотвращать безответственные, легкомысленные тяжбы. В древности клятва сопровождалась передачей символической сущности лица – медного бруска (sacramentum aes).
[2] Денежная единица асс изначально весила фунт (327 г), в III в. до н.э. 1/6 фунта, затем 1/12 и позднее 1/24.
[3] Уже Цицерон писал (Об обязанностях. 1.12.37), что в древности врагом (hostis) называли чужеземца (peregrinus). Яволен в 14-й книге «Из Кассия» (Дигесты. 50.16.113) сообщал, что «тяжелой болезнью» является та, которая препятствует какому-либо делу.
[4] Сравни: Дигесты. 2.4.21. Павел в 1-й книге «Комментариев к эдикту». Хотя тот, кто находится у себя дома, может быть вызван в суд, однако никто не может быть извлечен из своего дома.