You are here

Законы XII Таблиц. Таблица 2

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12


Таблица 2
  • Bruns C. G. Fontes Iuris Romani Antiqui. Tübingen, 1909.
  • Хрестоматии по древней истории / Под ред. В. В. Струве. Т. I. М., 1936 (Пер. И. И. Яковкина).
  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н. А. Крашенинниковой. Т. I: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. М., 2007 (Пер. Л. Л. Кофанова).
  • Хрестоматия по римскому праву. М., 2019 (Пер. М.А. Акимовой, И.П. Кожокаря, В.А. Леуса).

Bruns 1909 Яковкин 1936 Кофанов 2007 Акимова, Кожокарь, Леус 2019
(1) Poena autem sacramenti aut D erat aut L. Nam de rebus M aeris plurisve D assibus, de minoris vero L assibus sacramento contendebatur; nam ita lege XII tabularum cautum erat. At si de libertate hominis controversia erat, etiamsi pretiosissimus homo esset, tamen ut L assibus sacramento contenderetur, eadem lege cautum est ... [Gaius IV 14]. 1. (Гай, Институции, IV. 14: По искам в 1000 и более ассов взыскивался [в кассу понтификов] судебный залог [в сумме 500 ассов], по искам на меньшую сумму – 50 ассов, так было установлено законом XII таблиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, то, хотя бы его цена была наивысшей, однако, тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге [за человека, свобода которого оспаривалась, всего лишь] в размере 50 ассов).   1а. Гай. Институции, IV. 14: Сакраментальный штраф состоял или из 500 ассов, или из 50. По искам в 1000 и более ассов взыскивался сакраментальный штраф в 500 ассов; так было установлено Законами XII таблиц. Но если шел спор о свободе человека, то, даже если цена была наивысшей, тем не менее тем же законом было определено, чтобы взыскивался сакраментальный штраф лишь в 50 ассов.     1. Судебный залог (sacramentum)[1] состоял или из 500 ассов[2], или из 50. По искам в 1000 и более ассов взыскивалось 500 ассов, по искам до 1000 ассов – 50 ассов; такой размер залога был предписан законом XII таблиц. Но если шел спор о свободе человека, то, хотя бы его цена была наивысшей, взыскивался судебный залог лишь в 50 ассов, как было определено тем же законом... (Гай. Институции. 4.14).
(2) ... MORBUS SONTICUS ... AUT STATUS DIES CUM HOSTE ... QUID HORUM FUIT UNUM IUDICI ARBITROVE REOVE, EO DIES DIFFISSUS ESTO. 2. Если одна из таких причин, как … тяжкая болезнь или [совпадение дня судебного разбирательства] с днем, положенным для обвинения [кого-либо] в измене, [будет препятствовать] судье, третейскому посреднику или тяжущейся стороне [явиться на судебное разбирательство], то [таковое] должно быть перенесено на другой день.   2. Если одна из таких причин, как … тяжкая болезнь или день, назначенный для суда с иностранцем… (будет препятствовать) судье, третейскому посреднику или ответчику (явиться в суд), то пусть будет назначен для этого (судебного разбирательства) другой день. 2. [Если] ... тяжелая болезнь ... или день суда с чужеземцем, ... [будет препятствовать] судье, арбитру или стороне явиться в суд, пусть для этого [судебного разбирательства] будет назначен другой день[3].
(3) CUI TESTIMONIUM DEFUERIT, IS TERTIIS DIEBUS OB PORTUM OBVAGULATUM ITO. 3. Пусть [тяжущийся], которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома [не явившегося на разбирательство свидетеля] и в течение трех дней во всеуслыша­ние взывает [к нему]. 3. Пусть тот, кому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома (не явившегося на суд свидетеля) и в течение трех дней во всеуслышание взывает (к нему).   3. Кому недостает свидетельских показаний, тот пусть идет к воротам [дома не явившегося на суд свидетеля] и через день во всеуслышание призывает [его][4].

 


[1] Sacramentum («священная клятва») – первоначально предание самого себя мести богов в случае проигрыша процесса, имело назначение предотвращать безответственные, легкомысленные тяжбы. В древности клятва сопровождалась передачей символической сущности лица – медного бруска (sacramentum aes).
[2] Денежная единица асс изначально весила фунт (327 г), в III в. до н.э. 1/6 фунта, затем 1/12 и позднее 1/24.
[3] Уже Цицерон писал (Об обязанностях. 1.12.37), что в древности врагом (hostis) называли чужеземца (peregrinus). Яволен в 14-й книге «Из Кассия» (Дигесты. 50.16.113) сообщал, что «тяжелой болезнью» является та, которая препятствует какому-либо делу.
  [4] Сравни: Дигесты. 2.4.21. Павел в 1-й книге «Комментариев к эдикту». Хотя тот, кто находится у себя дома, может быть вызван в суд, однако никто не может быть извлечен из своего дома.